Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку № 2

1. Задание.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался <…> слаб в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о досрочном возвращении.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.
  1. Шлюп «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед выходом в море, качественно уступал шлюпу «Восток», который был спроектирован британцами.
  2. Беллинсгаузен принял решение о досрочном возвращении потому, что состояние одного из двух кораблей его антарктической экспедиции к концу похода оказалось неудовлетворительным.
  3. Командующий русской антарктической экспедицией капитан Беллинсгаузен имел в своём распоряжении два разных по мореходным качествам корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток».
  4. Антарктическая экспедиция под командованием Беллинсгаузена завершилась досрочно, поскольку один из снаряжённых Адмирал-тейством кораблей – шлюп «Восток», спроектированный британскими инженерами, – к концу экспедиции оказался в неудовлетворительном состоянии, в отличие от шлюпа «Мирный», который хорошо проявил себя в походе.
  5. Для антарктической экспедиции Беллинсгаузена Адмиралтейство выбрало корабли, построенные по разным проектам и на разных верфях: шлюп «Восток» был спроектирован британскими инженерами, а «Мирный» построили по проекту русских инженеров.
Запишите номера этих предложений.
Ответ:

 

2. Задание.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался <…> слаб в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о досрочном возвращении.

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором () предложении текста.
Запишите это наречие
Ответ:

 

3. Задание.

Прочитайте текст и выполните задание

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции. (2)Если «Мирный», построенный по проекту русских инженеров Колодкина и Курепанова и укреплённый капитаном Лазаревым перед началом экспедиции, блестяще проявил себя в ледовом походе, то «Восток», спроектированный британскими инженерами, качественно уступал «Мирному» и оказался <…> слаб в полярных льдах, что к концу экспедиции состояние шлюпа было неудовлетворительным. (3)Это побудило Беллинсгаузена задуматься о прекращении экспедиции, а затем вынудило его принять решение о досрочном возвращении.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом () предложении текста.
ПЛАН, -а, м.
  1. Чертёж, изображающий в масштабе на плоскости местность, предмет, сооружение и т. п. с сохранением их реальных пропорций. П. города. П. космического корабля.
  2. Оценка кого-, чего-л. с точки зрения его заметности, важности, значительности. На первом плане.
  3. Предположение, замысел, предусматривающие ход, развитие чего-либо. П. праздника. Творческие планы.
  4. Определённый порядок изложения чего-либо. П. лекции.
  5. Место, расположение какого-л. предмета в перспективе с точки зрения местонахождения его по отношению к зрителю. Передний п.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
Ответ:

 

4. Задание.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  • корЫсть
  • включЁн
  • запертА
  • лЕкторов
  • кралАсь
Выпишите это слово.
Ответ:

 

5. Задание.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.
  • Наш новый сотрудник оказался КОРЕНАСТЫМ мужчиной лет сорока.
  • Перед началом тренировки сделайте несколько глубоких ВДОХОВ, чтобы успокоиться и настроить себя на нужный лад.
  • Этим он ОПЛАТИЛ мне за то, что я кормил его от рождения, дал одежду, оружие и учил всему, что должен знать человек.
  • Появился этот юноша, можно сказать, при РОМАНТИЧЕСКИХ обстоятельствах.
  • Небритость переходила в буроватую растительность, так что можно было заняться ОТРАЩИВАНИЕМ бороды.
Запишите подобранное слово.
Ответ:

 

6. Задание.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ ЛИШНЕЕ СЛОВО.

Понятие в философии – это отвлечённая абстракция, представляющая собой обобщённое знание о предмете или явлении.

Выпишите это слово в поле ответа.
Ответ:

 

7. Задание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
  • ЧУДЕСНЕЙШИЙ момент
  • СБЕРЕЖЁТ здоровье
  • закупили ПОЛТОРАСТА учебников
  • ответственные СТОРОЖИ
  • объяснил более ДОХОДЧИВО
Исправьте ошибку.
В ответ запишите исправленное слово без пробелов и других дополнительных символов.
Ответ:

 

8. Задание.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  • Б. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  • В. нарушение в построении предложения с косвенной речью
  • Г. нарушение в построении предложения с однородными членами
  • Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1. Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег.
    2. Народ дышал чистым воздухом, подрёмывал; кто украдкой откусывал от яблока, кто перешёптывался с подругами, а Артюха Колотушкин, упав лицом в раскоренье старой яблони, спал.
    3. Максим Петрович, попрощавшись с нами и пообещав, что будет нам писать, отправился в Петербург.
    4. Серёжа, впечатлившись тем, что он увидел, пообещал себе, что с этого дня будет защищать и помогать всем, кто в этом нуждается.
    5. Девочки радовались не столько полученным подаркам, сколько вниманию, уделённому им, а также редкой возможности побыть с близкими людьми.
    6. Заключив годовой контракт, команда, которой, по условиям договора, предстояло дать более  концертов в разных городах нашей страны, начали напряжённо готовиться к туру.
    7. Мы с Александром, приехавшим ко мне на дачу в субботу, решили совместить приятное с полезным и, гуляя по лесу, не только наслаждались свежим воздухом, но и брали пробы почвы для исследования в лаборатории.
    8. Заглянув к нам в комнату, тётушка, чем-то, кажется, встревоженная, спросила, что не хотите ли вы прогуляться со мной по саду.
    9. Гордость переполняла родителей, увидев фамилию сына среди авторов книги.
    Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
    Ответ:

     

    9. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня.
    1. уд..вительный, исп..щрённый, пром..кашка
    2. треп..тать, оз..ряя, г..потеза
    3. щ..бетание, ув..дающий (цветок), благосл..вение
    4. сбл..жение, зак..снелое (общество), ск..птический
    5. перефр..зировать, пол..мичный, дек..ративный
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    10. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. сверх..зящный, пост..нсультный, вз..мать
    2. во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный
    3. (старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый
    4. с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный
    5. не..хватный, р..списывать, с..переживающий
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    11. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. жалостл..вый, намер..ваться
    2. наставн..чество, обогр..вать
    3. обрад..вать, оборуд..вание
    4. сердц..вина, стрях..вать
    5. взрывч..тый, изредк..
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    12. Задание.

    Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
    1. Дорогосто..щий, вылин..вшая (ткань)
    2. (ничего не) знач..щий, (автомобили) движ..тся
    3. выплачива..мый, обезум..вший (от страха)
    4. ове..нный (прохладой), настро..в (радио)
    5. (кони) брод..т (по лугу), дремл..щий (в поезде)
    Запишите номера ответов.
    Ответ:

     

    13. Задание.

    Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
    • В гостиной меня ждал (НЕ)КТО иной, как мой старый приятель.
    • В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.
    • На (НЕ)БЕЛЁНЫХ стенах висело множество пожелтевших репродукций известных картин.
    • (НЕ)РАДОСТНЫМ было утро того дня, а грустным.
    • Давно (НЕ)ЕЗДИВШИЙ верхом, отец первые полчаса чувствовал себя в седле очень неуверенно.
    Раскройте скобки и выпишите это слово.
    Ответ:

     

    14. Задание.

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
    • Костя много лет работал (ЗА)РУБЕЖОМ, (ПО)ЭТОМУ знал несколько иностранных языков.
    • (С)НАЧАЛА бабушка взялась обучать внука игре на фортепиано, но быстро поняла, что всё (БЕЗ)ТОЛКУ: Илюшу не интересовала музыка – мальчик хотел рисовать.
    • Через (ПОЛ)ГОДА после окончания университета Катя вышла (ЗА)МУЖ.
    • «(ОТ)ЧЕГО зависит исход дела?» – спросил я директора (ВО)ВРЕМЯ ужина.
    • ЧТО(БЫ) добиться встречи с генералом, Ольга каждое утро (НА)ПРОТЯЖЕНИИ месяца приходила в министерство.
    Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
    Ответ:

     

    15. Задание.

    Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

    Резец войны прошёлся по обоим лицам: он придал не свойстве(1)ую ю(2)ости жестковатость и скова(3)ость лицу дочери; он выпятил бугристый лоб над иссечё(4)ым, крупноскладчатым лицом отца и сделал голову его стра(5)о похожей на голову больного, старого льва.

    Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
    Ответ:

     

    16. Задание.

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
    1. Николенькой она называла его дома или в разговорах с родственниками или друзьями.
    2. Вишни прошлым летом в лесу было очень много зато землянику и грибы нам удавалось найти редко.
    3. Исследователей-энтузиастов не пугали погодные условия и не тревожила необходимость три месяца жить в палатке.
    4. Он уселся рядом и углубился в сводки как прошедших суток так и нынешнего утра изучил план оперативных мероприятий.
    5. Мы сложили продовольствие и тёплые вещи книги и антиквариат и были готовы выезжать уже завтра.
    Запишите номера этих предложений.
    Ответ:

     

    17. Задание.

    Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

    Оборванец сидел на ступеньке парадной (1) спокойно рассматривая (2) толкающихся взад и вперёд (3) торговцев (4) и одной рукой придерживал (5) лежавшую около него (6) котомку.

    Запишите цифры в поле ответ подряд без пробелов, запятых и других знаков препинания.
    Ответ:

     

    18. Задание.

    Расставьте знаки препинания.

    «Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка!
    А вы её (2) мой милый (3) берегите:
    Ребёнок ведь! Немножечко дика,
    Неопытна – на нас уж не взыщите».
    А мне её отец: «Вы старика
    Утешьте, вы и ей не откажите:
    Мы с Лизою решили вас просить
    С крестовым братом шаферами быть.
    Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама,
    Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие,
    Старинной дружбой связаны дома,
    А с крёстным братом (8) даже (9) и родные».

    (А.А. Фет)

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    19. Задание.

    Расставьте знаки препинания.

    Сколько лет ни проходило бы между нашими встречами с Володькой (1) он оставался всё тем же улыбчивым толстячком (2) оптимизма и добродушия (3) у которого (4) с годами (5) несмотря на то что на его долю выпало немало трудностей (6) становилось только больше.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    20. Задание.

    Расставьте знаки препинания.

    Но мы уже не станем продолжать наш рассказ в такой подробности (1) в какой (2) вели до сих пор (3) и потому опустим историю о том (4) как Николай Парфёнович внушал каждому призываемому свидетелю (5) что тот должен показывать по правде и совести (6) и (7) что впоследствии должен будет повторить это показание под присягой.

    Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
    Ответ:

     

    21. Задание.

    Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

    (1) Город Балаково расположен на левом берегу Волги, порты (городская пристань и причалы) находятся чуть южнее и севернее города, так как примыкающий к центру Балакова берег мелководен.

    (2) Существует несколько преданий, объясняющих происхождение слова «Балаково». (3) Одно из них гласит, что такое название дала река Балаковка, в устье которой находилось когда-то село. (4) Устье реки было удобной стоянкой для речных судов, их собиралось здесь немалое количество. (5) Собирающиеся на пристани люди постоянно «балакали»: говорили друг с другом, обменивались новостями, торговались. (6) От глагола «балакать» и было образовано название населённого пункта, дословно его можно перевести как «место, жители которого не прочь поговорить».

    (7) Другое предание гласит, что название села и речки происходит от татарского слова «балык». (8) Так по-татарски называется рыба вообще – её в те годы немало ловили в реке Балаковке. (9) Возможно, от татарского «балык» пошло название реки, а она впоследствии дала имя будущему городу.

    (По материалам интернета)

    Запишите номера этих предложений.
    Ответ:

     

    22. Задание.

    Прочитайте текст и выполните задание

    (1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

    (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.

    (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.

    (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!

    (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.

    – (21)Она не бедная, она жадная.

    (22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.

    (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

    (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!

    (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.

    (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».

    (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляпо- ватый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой полу- чился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»

    (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.

    (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

    (По Ю.И. Чичёву*)

    Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) – современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.

    Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
    1. Тётя Нина приняла деревенских родственников как родных и до весны приютила их в пристройке своего дома.
    2. Рассказчик впоследствии очень стыдился того, что в детстве поначалу с презрением отнёсся к Шурке из-за того, что тот приехал из деревни.
    3. Когда рассказчик сообщил, что тётя Нина жалеет для своего племянника масла на бутерброд, и назвал её жадной, мать не стала открыто поддерживать его мнение.
    4. Рассказчик очень хотел помочь своему другу Ваньке смастерить электромоторчик, но так и не смог сделать это.
    5. Несмотря на то что электромоторчик Ивана получился не таким красивым и аккуратным, как у рассказчика, учитель физики всё же поставил Гусеву высший балл.
    Укажите номера ответов.
    Ответ:

     

    23. Задание.

    Прочитайте текст и выполните задание.

    (1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

    (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.

    (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.

    (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!

    (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.

    – (21)Она не бедная, она жадная.

    (22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.

    (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

    (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!

    (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.

    (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».

    (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой получился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»

    (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.

    (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

    (По Ю.И. Чичёву*)

    Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) – современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.

    Какие из перечисленных утверждений являются верными?
    1. В предложениях  представлено повествование.
    2. В предложениях  представлено рассуждение.
    3. Предложение  указывает на причину того, о чём говорится в предложении .
    4. В предложениях  представлено описание.
    5. В предложениях  представлено рассуждение.
    Укажите номера ответов.
    Ответ:

     

    24. Задание.

    Прочитайте текст и выполните задание.

    (1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

    (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.

    (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.

    (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!

    (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.

    – (21)Она не бедная, она жадная.

    (22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.

    (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

    (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!

    (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.

    (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».

    (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляповатый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой получился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»

    (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.

    (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

    (По Ю.И. Чичёву*)

    Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) – современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.

    Из предложений  выпишите один фразеологизм.
    Ответ:

     

    25. Задание.

    Прочитайте текст и выполните задание.

    (1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

    (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.

    (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.

    (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!

    (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой. – (21)Она не бедная, она жадная.

    (22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.

    (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

    (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!

    (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.

    (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».

    (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляпо¬ватый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой полу¬чился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»

    (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.

    (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

    (По Ю.И. Чичёву*)

    * Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) – современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.

    Среди предложений  найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова.

    Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    Ответ:

     

    26. Задание.

    Прочитайте текст и выполните задание.

    (1)Крайний участок по Пролетарской улице, прилегающей к заводскому забору, принадлежал Аносовым – дяде Жене и тёте Нине. (2)Их дочь, на год меня моложе, иногда привлекалась для игр в дворовую компанию.

    (3)Так вот, к Аносовой приехала сестра из голодной послевоенной деревни и оставила у них до весны своего среднего сына Шурку Гусева – отъедаться. (4)А к лету собирались перебраться под Москву всей семьёй на постоянное жительство.

    (5)Мой новый приятель, как и все мы, стриженный под нулёвку, лопоухий Шурка Гусев прилип ко мне, привязался, приходил к нам поиграть и делать уроки – это в нашей-то тесноте. (6)«А у нас в деревне был сепаратор!» – вещал он загадочно. (7)И пытался объяснить, что это за агрегат и как в него заливают молоко, а из него вытекают сливки. (8)А из сливок потом сбивают масло. (9)И Шурка чмокал и закатывал глаза, вспоминая масло, которого в деревне давно не видел.

    (10)Утром я отправлялся в школу, заходя за Шуркой к Аносовым. (11)Стучался, входил и ждал у двери, наблюдая, как тётя Нина кормит дочь и племянника. (12)Кофе с молоком, как и у нас, – из чайника. (13)Дочке в стакан – три куска сахара, Шурке – один. (14)Дочке намазывался белый хлеб густо-густо. (15)Шурке намазывался чёрный хлеб жиденько. (16)Да так жиденько, что сквозь масло видны поры черняшки. (17)Мазала тётя Нина быстро и ловко, я не мог уловить, как она успевала затормозить на масле, как умудрялась, не снижая темпа, накладывать его по-разному дочери и племяннику. (18)Ах, тётя Нина, и невдомёк вам было, что я всё вижу!

    (19)О своём открытии я поведал домашним. (20)Мама вздохнула и почему-то назвала тётю Нину Аносову несчастной бедняжкой.

    – (21)Она не бедная, она жадная.

    (22)И тут мама достала меня полотенцем пониже спины и добавила, что я и так в каждой бочке затычка.

    (23)Весной прибыло из деревни наконец всё большое семейство Гусевых, они соорудили пристройку к аносовскому дому и поселились в ней. (24)Брат Шурки Иван Гусев записался в нашу семилетку, попал в мой класс и, как эстафету, принял мою дружбу с Шуркой. (25)Мы стали с ним такими неразлучными, что задание по физике – построить электромоторчики – решили выполнить сообща. (26)И договорились, что сначала – мне.

    (27)Работа закипела. (28)Ванька ловко резал жестяные заготовки из консервной банки, распрямлял их молотком, я размечал, он кроил, вырезал, загибал края и плющил детали ротора и статора, обматывая их медной проволокой, доверив мне тонкую работу по изготовлению контактов якоря из кусочков жести и изоленты. (29)Я умолил отца купить в Москве плоскую батарейку, и вот она присоединена к моторчику. (30)Чудо! (31)Моторчик зажужжал, подрагивая на деревянной дощечке. (32)Есть изделие!

    (33)Наутро я принёс моторчик на урок физики и продемонстрировал учителю Михаилу Родионовичу. (34)Он похвалил меня, и в моём дневнике появилась пятёрка.

    (35)«Теперь давай делать мой мотор», – предложил Иван. (36)«Давай, – согласился я не очень охотно, – только завтра, после школы».

    (37)Как же мне не хотелось клепать второй движок! (38)Я всячески отлынивал. (39)Иван даже заплакал. (40)Я работал нехотя, спустя рукава, не совпадали размеры. (41)В итоге моторчик вышел крупнее первого, аляпо­ватый, неизящный. (42)Не то что мой, образцовый! (43)«Во какой полу­чился! – фальшиво-радостным голосом сказал я Ивану.– (44)«Повышенной мощности!»

    (45)Подключили батарейку. (46)Якорь задрожал и начал медленно вращаться, постепенно ускоряясь. (47)Опорная дощечка дрожала и перемещалась по столу. (48)«Как трахтор», – сказал Иван. (49)Но взял его домой. (50)И тоже всё-таки получил пятёрку.

    (51)Честно говоря, через столько лет мне стыдно набрасывать на бумагу этот эпизод, засевший в памяти как заноза. (52)Потому что теперь понимаю: за дело меня мать тогда наказала, за дело укорила.

    (По Ю.И. Чичёву*)

    * Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 г.) – современный русский поэт и прозаик, журналист, автор произведений для детей и подростков.

    Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста выше. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

    Юрий Иванович Чичёв, рассказывая об эпизодах из своего детства, делает это искренне, без прикрас. Язык автора прост и при этом точен. Писатель использует такие синтаксические средства языковой вырази­тельности, как (А)________ (предложения 18, 30, 32) и (Б)________ (предложения 11, 41), а также такой приём, как (В)________ (предложение 21), и такое лексическое средство, как (Г)________ («лопоухий» в предложении 5).

    Список терминов:

    1. разговорная лексика
    2. восклицательные предложения
    3. риторические обращения
    4. ряды однородных членов предложения
    5. градация
    6. сравнительные обороты
    7. литота
    8. книжная лексика
    9. антитеза
    Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих пунктам АБВГ.
    Ответ:

     

    27. Задание.

    Напишите сочинение по прочитанному тексту.
    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
    Объём сочинения – не менее  слов.
    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
    Ответ:

     

    Для отправки ответа заполните поля:







    Выбери своего преподавателя



     
       
    Все права защищены ©   Создание сайта: вебстудия Site-dom.ru