Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку № 1

1. Задание.

(1) Ощущение счастья, которое испытывает человек, наблюдая за щенками, играющими друг с другом, является подлинным. (2)Исследования показали,
(…) время, проводимое с собаками, особенно в стрессовых ситуациях, помогает ослабить напряжение. (3)Также при взаимодействии с собаками у людей может нормализоваться артериальное давление, так как эти животные любят ходить на прогулки, а это способствует улучшению здоровья.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Наблюдения за собаками помогают стабилизировать артериальное давление, и это даёт ощущение счастья.
2) Время, которое человек проводит с собаками, не считается потраченным впустую, так как оно способствует улучшению здоровья.
3) Наблюдение за игрой щенят и общение с собаками помогают человеку ощутить счастье, ослабить напряжение при стрессе и нормализовать артериальное давление.
4) В стрессовых ситуациях врачи рекомендуют людям общаться с собаками
или наблюдать за игрой щенков.
5) Общение с собаками и наблюдение за игрой щенков благоприятно сказывается на самочувствии человека: нормализуется артериальное давление, ослабляется напряжение в стрессовых ситуациях.

Ответ:

 

2. Задание.

(1) Ощущение счастья, которое испытывает человек, наблюдая за щенками, играющими друг с другом, является подлинным. (2)Исследования показали,
(…) время, проводимое с собаками, особенно в стрессовых ситуациях, помогает ослабить напряжение. (3)Также при взаимодействии с собаками у
людей может нормализоваться артериальное давление, так как эти животные любят ходить на прогулки, а это способствует улучшению
здоровья.

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ:

 

3. Задание.

(1) Ощущение счастья, которое испытывает человек, наблюдая за щенками, играющими друг с другом, является подлинным. (2)Исследования показали, (…) время, проводимое с собаками, особенно в стрессовых ситуациях, помогает ослабить напряжение. (3)Также при взаимодействии с собаками у людей может нормализоваться артериальное давление, так как эти животные любят ходить на прогулки, а это способствует улучшению здоровья.

Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПОКАЗАТЬ в предложении (2). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОКАЗАТЬ, -ажу, -ажешь; -азанный; глагол, сов. вид

1) Дать возможность увидеть кого-нибудь, убедиться в чем-нибудь, научиться чему-нибудь. Показать книгу. Показать, как писать буквы.
2) Обратить чье-нибудь внимание на кого-то или что-то. Показать пальцем на дорогу.
3) Дать увидеть с целью просмотра, обозрения, ознакомления, удостоверения. Показать спектакль, фильм. Показать больного врачу (для
осмотра, обследования). Показать паспорт.
4) Обнаружить, проявить. Показать прекрасные знания. Показать себя хорошим работником.
5) Дать показание. Свидетели показали, что ночью обвиняемый был дома.
6) Об измерительных приборах: обнаружить, отметить. Часы показали два
часа ночи. Счетчик показал перерасход электроэнергии.
7) Проучить кого-нибудь, дать понять, почувствовать кому-нибудь что-нибудь (разг.). Я ему покажу! (угроза).
8) Рекомендуется, полезен. Больному показан покой. Препарат показан при гипертонии.

Ответ:

 

4. Задание.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.


отклЮченный
чЕрпать
сорвалА
принУдить
оптОвый
Ответ:

 

5. Задание.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

За проявленное мужество Петра Петровича ПРЕДСТАВИЛИ к награде.
ЛЕСНЫЕ жители готовились к зиме, пополняя свои запасы.
ЗАЧИНАТЕЛЕМ ссоры в классе обычно был второгодник Андрей Дедюхин.
ИСХОДЯЩИЕ вызовы для абонентов внутри сети бесплатны.
Могилу украшало КАМЕННОЕ изваяние ангела.
Ответ:

 

6. Задание.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Оба высокие, стройные, Игорь и Герман казались братьями, даже
повадки и привычка размахивать при ходьбе руками были у них
одинаковы; окружающие отмечали, что ребята, как две капли крови,
похожи.
Ответ:

 

7. Задание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ДЕВЯНОСТА страницах
толковые СЛЕСАРЯ
ТРОЕ ножниц
несколько БОГИНЬ
болезнь БРОНХОВ
Ответ:

 

8. Задание.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б. ошибка в употреблении имени существительного с предлогом
В. нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г. ошибка в построении предложения с однородными членами
Д. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) По окончании школы нам выдали аттестаты, а директор школы торжественно пожал руку каждому выпускнику.
2) Благодаря умению втягивать когти кошки могут передвигаться абсолютно бесшумно.
3) Умение красиво и грамотно выражать свои мысли может быть как врождённым, а также приобретённым в процессе чтения классической литературы.
4) Каждый из тех, кто прибыл на вокзал, должен пройти таможенный досмотр.
5) Костя вышел на работу сразу же по приезду из командировки.
6) Девушка надеялась на благоприятный исход прошедшего собеседования в пятницу.
7) Выехав очень поздно, туристы поняли, что не удастся успеть на экскурсию в горы.
8) Те, кто верит в себя, всегда будет впереди тех, кто не уверен в своих силах.
9) Попрощавшись с мамой, каблучки Тани быстро застучали по лестнице.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

 

9. Задание.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера
ответов.


1) косатка (в океане), пробирался, слагаемое
2) сжимать, снеговик, налоговая
3) заклинание, возгорание, замереть
4) запирать, заблистать, Ростислав
5) зажигалка, подстелить, раздирать
Ответ:

 

10. Задание.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) безр..здельный, п..надобиться, неп..далёку
2) пр..кроватный (столик), пр..умолкнуть, пр..брежный
3) супер..гра, из..мать, спорт..нвентарь
4) без..говорочный, пред..пределённый, п..завчера
5) меж..ярусный, подвор..е, транс..европейский
Ответ:

 

11. Задание.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) вправ.., грош..вый
2) выкра..вать, раскраш..вать
3) пальт..цо, врем..чко
4) затейл..вый, форел..вый
5) прикарман..вать, намер..ваться
Ответ:

 

12. Задание.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) прибива..т, (она) выброс..т
2) (он) посол..т, (она) игра..т
3) зате..вший, растро..нный
4) погрыз..нный, (он) спряч..тся
5) противореч..вший, (он) выгон..т
Ответ:

 

13. Задание.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ОБРАДОВАВШИСЬ преждевременному приезду тёти, Коля спрятался на чердаке.
Аптека ещё (НЕ)ОТКРЫТА.
Сосед оказался (НЕ)ДРЕВНИМ стариком, а молодым красавцем.
Отнюдь (НЕ)ПРОСТОЙ тест мне попался.
Моё (НЕ)ИСПОЛНЕННОЕ желание всё ещё было актуальным.
Ответ:

 

14. Задание.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вот ТУТ(ТО) Ивану и пригодились знания английского, он разговаривал с прохожим обо всём, ДА(ЖЕ) о погоде.
(В)ПЕРВЫЕ мгновения ребятам показалось, что незнакомец (ПО)ПРЕЖНЕМУ их не понимает.
Он выглядел КАК(ТО) расстроенно, (ЗА)ТО дело было закончено.
(В)ВЕРХУ, у подножия горы, мерцал огонёк, и (С)РАЗУ появились новые силы.
(В)ОТКРЫТУЮ дверь то и дело заглядывали, (ПО)ЭТОМУ сосредоточиться было невозможно.
Ответ:

 

15. Задание.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Глиня(1)ый кувшин, найде(2)ый на дне замутнё(3)ого озера, был такой стари(4)ый, что мы не сразу заметили таинстве(5)ую надпись, выреза(6)ую у горлышка.
Ответ:

 

16. Задание.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Эти ворота открывались только днём и оставались закрытыми всю ночь.
2) Слова и музыка этой песни написаны одним и тем же человеком.
3) Невозможно было ни купить это лекарство ни заказать его в аптеке.
4) Я всё чаще задумывался о предстоящем экзамене и эта мысль подгоняла меня заниматься ещё усиленнее.
5) Воробьи и голуби клевали хлебные крошки и пшённую крупу.
Ответ:

 

17. Задание.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Собака (1) вздрогнувшая (2) и разбуженная (3) неожиданно раздавшимся (4) резким звуком фейерверка (5) вскочила и принялась неистово лаять (6) поднимая морду (7) и брызгая слюной.
Ответ:

 

18. Задание.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вы (1) помните,
Вы (2) всё (3) конечно (4) помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили (5) вы (6) по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы (7) говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила (8)
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
(С. Есенин)
Ответ:

 

19. Задание.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Комната (1) по стенам (2) которой (3) были развешаны картины в
тяжёлых рамах (4) казалась тесной и тёмной (5) так как плотные шторы
были задвинуты.
Ответ:

 

20. Задание.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мартын испугался (1) и (2) хотя это чувство скоро прошло (3) и (4)
уступило место отчаянию (5) парень невольно вздрогнул (6) когда
увидел надвигающуюся тень.
Ответ:

 

21. Задание.

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Музей Фаберже располагается в Шуваловском дворце на набережной реки Фонтанки – одном из красивейших дворцов Санкт-Петербурга, который является историческим памятником и центром притяжения туристов. (2)Исключительность коллекции Фаберже, собранной фондом «Связь времен», в том, что в ней достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: пасхальные шедевры, фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы. (3) Наибольшую ценность представляют девять пасхальных яиц, созданных мастерами фирмы Карла Фаберже для двух последних русских императоров. (4) Все они являются шедеврами ювелирного искусства и уникальными историческими памятниками, связанными с правлением и личной жизнью императоров Александра III и Николая II. (5)Сегодня собрание Музея Фаберже насчитывает более 4 000 экспонатов. (6)Увидеть роскошные интерьеры Шуваловского дворца и уникальные шедевры основной экспозиции Музея Фаберже возможно не выходя из дома или офиса.

 

Ответ:

 

22. Задание.

(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы
блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало
сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор
книг для детей и юношества.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов
.
1) Мать рассказчика погибла в блокадном Ленинграде и похоронена на Пискарёвском кладбище.
2) Раненый рассказчик принял за собственную мать другую женщину.
3) Мать спасла героя текста, когда он был ранен.
4) Жители городов прекрасно знают, как пахнет земля.
5) Рассказчик верит, что сердце его матери стало сердцем земли.

Ответ:

 

23. Задание.

(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы
блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало
сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор
книг для детей и юношества.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 представлено повествование.
2) В предложении 39 подведён итог всего текста.
3) Предложение 36 объясняет предложение 35.
4) В предложениях 24-25 представлено повествование.
5) В предложении 50 представлено описание.

Ответ:

 

24. Задание.

(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы
блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало
сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор
книг для детей и юношества.

Из предложений 22-25 выпишите слово со значением «восстанавливающий силы, оживляющий».

Ответ:

 

25. Задание.

(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы
блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало
сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор
книг для детей и юношества.

Среди предложений 34-45 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи вводного слова, форм слова и определительного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:

 

26. Задание.

(1) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.
(2)Меня мать приучала к земле, как птица приручает своего птенца к небу. (3)Но по-настоящему земля открылась мне на войне. (4)Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. (5)Это была земля моей матери, родная земля, и она хранила меня с материнской верностью.
(6)Один, только один раз земля не уберегла меня...
(7)Я очнулся в телеге, на сене. (8)Я не почувствовал боли, меня мучила нечеловеческая жажда. (9)Пить хотели губы, голова, грудь. (10)Всё, что было во мне живого, хотело пить. (11)Это была жажда горящего дома. (12)Я сгорал от жажды.
(13)И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. (14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое слово «мамочка». (20)Я звал её. (21)Я знал, что она откликнется и придёт. (22)И она появилась. (23)И сразу смолк грохот, и холодная животворная влага хлынула гасить пожар: текла по губам, по подбородку, за воротник. (24)Мама поддерживала мою голову осторожно, боясь причинить боль. (25)Она поила меня из холодного ковшика, отводила от меня смерть.
(26)Я почувствовал знакомое прикосновение руки, услышал родной голос:
– (27)Сынок, сынок, родненький…
(28)Я не мог даже приоткрыть глаза. (29)Но я видел мать. (30)Я узнавал её руку, её голос. (31)Я ожил от её милосердия. (32)Губы разжались, и я прошептал:
– (33)Мама, мамочка…
(34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.
(37)Мама. (38)Мамочка.
(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери. (41)Теперь я оглядываюсь на её жизнь и вижу: она прошла через всё это. (42)Я вижу это с опозданием. (43)Но я вижу.
(44)На Пискарёвском кладбище, заполненном народным горем, зеленеет трава. (45)Здесь похоронена моя мать, как и многие другие жертвы
блокады. (46)Документов нет. (47)Очевидцев нет. (48)Ничего нет. (49)Но есть вечная сыновья любовь. (50)И я знаю, что сердце моей матери стало
сердцем земли.

(По Ю. Я. Яковлеву)*

*Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор
книг для детей и юношества.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25.
B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены.
Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов,
запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

«Ю. Яковлев рассуждает о силе материнской любви, используя такие средства выразительности, как (А)________ («жажда запечатала губы» в предложении 18, «Я сгорал от жажды» в предложении 12). Передавая эмоциональное состояние рассказчика и его потрясение, автор использует такие синтаксические средства: (Б)________ (предложения 46-48) и (В)________ (предложения 28, 30, 31), а также (Г)________ (предложения 9, 15, 39)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот
2) ряды однородных членов
3) анафора
4) вводное слово
5) синекдоха
6) риторический вопрос
7) метафора
8) эпифора
9) эпитеты

Ответ:

 

27. Задание.

Прочитайте текст и выполните нижеуказанное задание.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее  слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается  баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответ:

 

Для отправки ответа заполните поля:







Выбери своего преподавателя



 
   
Все права защищены ©   Создание сайта: вебстудия Site-dom.ru